бензин или дизель?

Дата публикации:

Механика или автомат, передний привод или задний, карбюратор или инжектор — у автомобилистов подобных споров неисчислимое количество. Но самые горячие баталии разворачиваются вокруг темы «Бензин или дизель?». И, несмотря на популярность гибридных транспортных средств, ГБО-установок, электромобилей, большинство водителей по-прежнему остаются приверженцами традиционных видов топлива.

Особенности мотора

Прежде чем сделать выбор в сторону того или иного типа горючего, следует разобраться, как работают на них двигатели:

  • в бензиновом воспламенение происходит при помощи искры в свечах зажигания. Такие машины более динамичные и скоростные. К качеству горючего они не слишком требовательны. При езде издают невысокий уровень шума;
  • в дизельном возгорание происходит путем сжатия воздуха. Благодаря этому на детали приходится сильная нагрузка, которая, в свою очередь, требует высокой прочности. Следовательно, узлы мотора весят больше и стоят дороже. Плюс они оснащены турбиной — весьма уязвимым элементом. Зато даже при значительной нагрузке ТС такие агрегаты сохраняют исходную тяговитость.

Парадоксально, но представления большинства автолюбителей об этих типах двигателей сегодня можно смело назвать стереотипами. Современные конструкторы и разработчики настолько приблизили их характеристики (шум, расход, КПД, выхлопы, безопасность и прочее), что окончательное решение, что лучше — бензин или дизель, основывается исключительно на предназначении, а также личных предпочтениях водителя и его финансовых возможностях.

Рассмотрим достоинства и недостатки каждого вида мотора согласно основным критериям.

Акустический комфорт

Детонация, шум в салоне и рабочее звучание — три параметра, по которым можно оценить комфортность двигателя.

Принято считать, что детонация (вибрация) чаще слышна в дизельных моторах. В большинстве случаев такое ощущение возникает просто из-за повышенной шумности. Реальная усиленная вибрация бывает только в случае неисправности двигателя, системы топливной подачи или зажигания. Шум в салоне и рабочее звучание в таких машинах на порядок больше, чем у бензиновых. Объясняется это высоким перепадом давления до и после воспламенения.

Нынешняя мода на тихую езду заставила спрятать ревущие машины в гаражи или переоборудовать их. В свою очередь, гиганты автопромы сумели массово побороть эту «болезнь» дизельных авто, сделав их более комфортными и для пассажиров, и для окружающих. Специфическое рокотание осталось лишь у старых моделей.

Безопасность топлива

По уровню токсичности бензин превосходит дизель в несколько раз. Да и по параметрам воспламенения тоже. Бензин — летучая субстанция, которая легко испаряется. Ей достаточно мелкой искры для возгорания. Но, если бак герметично закрыт, топливо на 80% защищено от воспламенения. А чтобы загорелось ДТ, необходима высокая температура.

Частота и стоимость техобслуживания

Несмотря на то, что оба типа двигателей являются четырехтактными и их принцип работы особо не отличается, траты на ремонт разнятся практически в два раза.

Дизельный мотор дороже в обслуживании, это правда. Причин на то несколько:

  • большинство СТО специализируются только на бензиновых двигателях. Тех, кто разбирается в дизельных агрегатах, в разы меньше. Соответственно, у них не так много конкурентов, потому они позволяют себе брать за услуги втридорога;
  • такие силовые установки чаще присутствуют в грузовиках, в коммерческом транспорте или на крутых внедорожниках, а их ремонт стоит дороже;
  • агрегаты на «тяжелом» топливе требуют прохождения ТО и замены масла, фильтров и прочих расходников в два раза чаще.

В сравнении с этими факторами, владельцам бензиновых автомобилей обслуживание обходится вполне подъемных денег, даже если необходима чистка топливной системы.

Враг № 1: зима

Это время года для обладателей дизельных авто становится настоящим испытанием. Ведь при низких температурах топливо густеет и не проходит в ТНВД. В результате форсунки и сам насос часто выходят из строя.

В противовес тем, кто станет утверждать, мол, «в современное ДТ добавляют специальные присадки, антигели и прочие вещества, которые разжижают горючее», у нас есть неоспоримый факт: авторынок полон подделок. И купить некачественную добавку к дизелю можно даже в специализированных магазинах. Результат такого приобретения — серьезные поломки системы.

С бензином дела обстоят проще: его не нужно ничем разбавлять, а температура замерзания — выше –50 °C. Для нашего климата это существенный плюс.

Борьба за экологию

Среди тех, кто заботится об окружающей среде, не возникает вопроса, какая машина лучше — дизельная или бензиновая. Очевидно, что первый вариант экологичнее.

Автомобили на ДТ более экономичны, поэтому и выхлопов они вырабатывают значительно меньше. К тому же после сгорания солярка выделяет на 20% меньше CO2, чем обыкновенный бензин. Однако это убеждение в последние годы многие пытаются опровергнуть. Некоторые европейские страны даже планируют через несколько лет ввести запрет на дизели.

Дальность маршрута также играет роль

Если вам нужна машина для передвижения по городу, то лучше отдать предпочтение бензиновой. Уверено выжимая обороты и быстро переключая передачи, с нее удастся выжать максимум на малых расстояниях. Дизельные, в свою очередь, более приспособлены к дальним поездкам, поскольку они позволяют хорошо прогреваться мотору. Такие агрегаты мощнее и легко преодолевают крутые склоны, перевозят тяжелые грузы. Обороты они набирают медленнее, зато при обгонах более устойчивы.

Подводим итоги

Для наглядности мы собрали все преимущества и недостатки обоих типов двигателей в таблицу.

Дизельный

Бензиновый

Плюсы:

  1. Небольшой расход топлива.
  2. Цена ниже, чем на бензин
  3. Более тяговитый.
  4. Высокий крутящий момент на низах.
  5. Экологичнее.
  6. Более безопасная система зажигания.
  7. Долговечнее.

Плюсы:

  1. Не столь требовательный к качеству горючего.
  2. Высокая мощность.
  3. Лучшая динамика при разгоне.
  4. Недорогой сервис и доступность расходников.
  5. Тише по акустическим данным.
  6. Не замерзает зимой.

Минусы:

  1. Привередливость к качеству топлива.
  2. Дорогие обслуживание и ремонт.
  3. Необходимость частого проведения ТО.
  4. Возможные вибрации.
  5. Повышенная шумность.
  6. Долгое прогревание и загустение при низких температурах.

Минусы:

  1. Большой расход топлива.
  2. Значительный выброс вредных веществ.
  3. Сравнительно невысокий уровень безопасности.

Идеальный мотор

А существует ли такой? Скорее всего, только в наших фантазиях. В каждом типе двигателя есть свои недостатки и преимущества. Если одному водителю важнее скорость, то другой обращает внимание на тяговитость. Можно ли определить единого фаворита? Пожалуй, вряд ли.

Как определить плохой бензин
Предыдущая
Как определить плохой бензин
Срок годности топлива
Следующая
Срок годности топлива