Использование топлива на предприятии

Дата публикации:

Списание топлива – одна из самых сложных задач бухучета. К ней также особое внимание проявляют и налоговые структуры, поэтому вести эту статью нужно с особой тщательностью. Сделать это непросто, нужно уметь рассчитывать нормы расхода, учитывать применение топлива и ориентироваться в регламентных документах. Попробуем разобраться в основных вопросах просто сейчас. Заодно также выясним, как установить нормы расхода топлива на предприятии и их влияние на налогообложение.

Траты ГСМ от Минтранса

Для предприятий давно уже разработаны нормы расхода горючего. Не стоит следовать примеру тех, кто решил не принимать во внимание эти показатели, утвержденные Минтрансом. Несмотря на то, что нормы не являются обязательным документом и носят скорее рекомендательный характер, налоговые службы настаивают на их применении. Также в пользу того, что нужно принимать во внимание регламентированные показатели, отметим и следующие аргументы:

  1. Обойтись вообще без принятых на законодательном уровне норм не получится. Все равно для корректности ведения отчетности должны быть какие-то ориентиры и параметры, хотя бы внутренне утвержденные. В противном случае сотрудники налоговой признают списание горючего нехозяйственными затратами. Такие ситуации ничем хорошим не обернутся, наоборот, могут доначислить НДС, что влечет дополнительный расход средств. Поэтому нормы нужны и важны, и лучше использовать принятые Минтрансом регламенты, которые также подходят для грамотного основания определенных отклонений в зависимости от техсостояния машины.
  2. Риск судебных разбирательств для того, чтобы доказать корректность собственных норм и их отличие от показателей Минтранса. Исключение может быть, но только если в регламенте нет марки вашего авто и приходится временно использовать свои параметры.

Исходя из этого, следует вывод, что, несмотря на рекомендательный характер Норм №43 от Минтранса, этот документ является обязательным для предприятий и ФЛП при ведении учета расхода ГСМ.

Влияние затрат топлива на налогообложение

Бывает, что предприятие потратило горючее сверх нормативного объема. Такие ситуации даже с первичными документами по покупке и списанию расцениваются как сверхнормативный расход, который не относится к хоздеятельности. Считается, что ГСМ были потрачены на собственные нужды, доказать обратное не получится, превышение не предусмотрено регламентом. В такие моменты сделать нужно следующее:

  1. Начислить «компенсирующее» обязательство по налогам по НДС в том отчетном периоде, в котором случилось превышение нормы расхода. Сумма должна быть аналогичной размеру кредита, который предприятие показало при покупке этого сверхучтенного потраченного топлива. По сути, базой для расчета НДС выступает стоимость покупки горючего без НДС.
  2. Зарегистрировать накладную. На это отводится до 20 к. д. по истечению месяца, на протяжении которого было потрачено горючее сверх нормы.

Впрочем, нужно учитывать, что превышение затрат ГСМ не признается при учете налога на прибыль, не влияет на НДФЛ и военный сбор.

Нормы для неплательщиков НДС

Если следовать логике, то эта категория субъектов хозяйствования не должна учитывать регламентированные показатели. НДС им не начислишь, расход у упрощенцев I–III группы не учитывается. Представителям IV категории налог вообще начисляют с учетом стоимости земли. Однако на деле все не так.

Нормы Минтранса в первую очередь исполняют роль контрольного документа, чтобы отслеживать расход и препятствовать сливу ГСМ водителями. Если их не придерживаться, то у налоговых органов «развязаны руки» – все потраченное топливо будет считаться как сверхнормативное. Особенно если не будет первичных документов по списанию и учету.

Требуются нормы Минтранса также ФЛП. Однако это условие действует в отношении предприятий, которые используют труд наемных водителей.

Как утвердить свои нормы

Такая необходимость может возникнуть, если предприятие владеет новейшей моделью авто, транспортное средство изготовлено индивидуально или модернизировано для перехода на альтернативные виды горючего. Проблема может возникнуть и из-за того, что Нормы уже морально устарели (приняты в 2012 г.) и многих марок машин просто нет в документе. Из таких ситуаций есть 3 выхода:

  • вводить временные нормы расхода топлива на предприятии на основе похожих по техническим параметрам транспортных средств;
  • использовать временные параметры. Ориентироваться нужно на личные замеры затрат ГСМ;
  • обратиться в НИИ Мининфраструктуры для разработки индивидуальных норм.

Если применить третий вариант в отношении новейшей модели авто, то личные показатели будут действовать вплоть до обновления регламента.

Документы для списания ГСМ

Ведение актов – не менее важный аспект. Ведь если не будет документов, то не будет проводки. Данное правило не отменено. Но специфика ситуации в том, что первичные официальные документы на списание ГСМ упразднили около 5 лет назад. Но в налоговой их требуют. Как поступить предпринимателю?

Выход один – внедрить индивидуальные формы первичной документации, но делать это нужно на основе использованных путевых листов, которые подтверждают эксплуатацию автомобиля и технические моменты: рабочий пробег, объем горючего до и после командировки, количество залитого в бак топлива. Эти данные заполняются водителем по датчику контроля и одометру.

По сути, путевых листов достаточно, но можно также сделать обобщение за определенный период и на основании полученных данных составить акт списания ГСМ. Этот документ облегчит систематизацию информации для составления отчетов в налоговую.

Как получить лицензию на хранение топлива
Предыдущая
Как получить лицензию на хранение топлива
О чем нужно знать при перевозке бензина и другого топлива в автомобиле
Следующая
О чем нужно знать при перевозке бензина и другого топлива в автомобиле