Моторное масло - как часто нужно его менять?

Дата публикации:

Замена моторного масла у неопытных водителей вызывает массу вопросов. Кто-то думает, что заливать новую жидкость нужно каждые 10–15 тыс. км, другие ждут, пока загорится лампочка на приборной доске. Но ни тот, ни другой подход неверны. Как часто менять масло требуется в действительности? Рассмотрим основные моменты, влияющие на этот процесс, и разберемся, как можно определять износ жидкости.

Что влияет на сроки замены масла

Утверждение, что пробег является основным показателем износа смазочного материала, неверен. На интервал замены оказывают влияние различные индивидуальные факторы:

  • объем и мощность силового агрегата транспортного средства;
  • кол-во моточасов;
  • режим эксплуатации ТС;
  • пробег;
  • марка и вид продукта (минеральное, синтетическое);
  • вид топлива.

Также у каждого производителя моторного масла предусмотрен собственный сервисный интервал. Однако такие рекомендации чаще носят маркетинговый характер и направлены на повышение частоты замены смазочного материала (следовательно, влекут повышение продаж).

Рассмотрим детальнее факторы, которые в первую очередь оказывают влияние на износ жидкости.

Особенности эксплуатации автомобиля

Это первый и важнейший аспект, оказывающий влияние на периодичность замены. Использование авто в городских условиях и по трассе предполагает разные нагрузки на движок. Этот фактор как раз и влияет на период службы масла. Езда по населенному пункту оказывает на двигатель больше нагрузок. Постоянные торможения (светофоры, заторы, перекрестки) и простой с заведенным мотором способствуют снижению эффективности охлаждения. По этой причине в смазочном материале быстрее накапливаются продукты распада, и он теряет технические свойства.

При передвижении по трассе силовой агрегат работает в стабильном режиме, происходит его нормальное охлаждение, следовательно, масло меньше изнашивается. Но при этом километраж набегает больший. Из всего этого следует вывод — не фактический пробег влияет на срок службы смазочного материала, а моточасы, то есть время, на протяжении которого мотор работал.

Если сравнивать по нагрузке на движок, то езда по городу приравнивается практически к бездорожью, настолько сильно она губит смазочный материал. Особенно эта проблема актуальна, если в картере уровень жидкости ниже среднего, плюс летом она еще и подвергается влиянию высоких температур, что ускоряет ее износ.

Как влияет мощность двигателя

Это второй фактор, который нужно учитывать при планировании замены масла. Мощные двигатели легче переживают варьирование нагрузки, сложные условия езды. Следовательно, масло тоже изнашивается медленнее.

Обратная ситуация с малолитражками. Обычно они комплектуются «короткой» трансмиссией, отчего двигатель подвергается большей нагрузке при эксплуатации в экстремальном режиме. Это приводит к увеличению объема картерного газа, что является причиной повышения температуры агрегата и масла.

Особенно сложно малолитражным машинам с форсированными силовыми агрегатами. В них к основной нагрузке добавляется действие турбинной.

Прочие факторы влияния

Помимо перечисленных аспектов, стоит учитывать, что на периодичность замены масла оказывают влияние рабочая температура (чем она выше, тем быстрее износ), недостаточная вентиляция картера, применение неподходящего смазочного материала, засоренность масляных шлангов и фильтров.

Важно: при определении периодичности замены масла правильным является показатель 200–400 моточасов работы двигателя.

Стоит учесть, что у жидкостей разного типа (синтетических, минеральных или полусинтетики) срок службы тоже отличается. Обычно производитель указывает допустимый интервал замены, но помним же, что в этом случае работает еще и маркетинг. Такие рекомендации в принципе учитывать стоит, но в большей степени нужно ориентироваться на качество самого смазочного материала.

Определяем, когда требуется замена масла

Провести диагностику качества и количества смазочного материала в автомобиле можно и в домашних условиях. Для этого потребуется щуп, которым можно измерить уровень жидкости и визуально оценить ее состояние.

Проверка включает ряд последовательных действий:

  • извлечение щупа из двигателя;
  • протирание его чистой салфеткой;
  • опускание обратно в отверстие на двигателе;
  • осмотр щупа после повторного изъятия.

На инструменте есть отметки, по которым можно определить количество жидкости. Также по остаткам масла на щупе можно провести его анализ — проверить вязкость и цвет. В случае, когда смазка стала жидкой и менее липкой, а ее оттенок с золотистого сменился на коричневый или черный, то явно требуется замена.

Рекомендации водителям

Разбираясь, через сколько нужно менять масло в двигателе, стоит запомнить важное правило: интервал, установленный самим водителем, не должен превышать цикл, указанный производителями продукта.

Также при определении периодичности следует учитывать режим езды машины, нагрузки, которые испытывает мотор. Помните, что при передвижении по городу двигатель подвергается более высоким нагрузкам, поэтому масло менять требуется чаще.

Еще один момент — уровень жидкости в картере. При меньшем объеме она быстрее стареет. Поэтому важно следить, чтобы уровень смазочного материала был незначительно ниже отметки «max» на щупе.

Также следует учитывать количество моточасов. Рассчитать их можно по показателю средней скорости, но для этого потребуется установить в машину ЭБУ. Формула выглядит следующим образом:

Рекомендованный пробег производителя до замены масла /средний показатель скорости передвижения авто (смотрим на ЭБУ) = моточасы (длительность работы двигателя на одном цикле смазочного материала).

Но не всегда номинальный параметр соответствует фактическим возможностям жидкости. На ее износ влияют не только моточасы, но и ряд других показателей, о которых мы упоминали выше. В первую очередь ориентироваться стоит именно на качество масла в двигателе, а для этого потребуется периодически выполнять диагностику щупом.

И последний совет: покупайте качественные смазочные материалы, подходящие по типу и сезону. Они медленнее изнашиваются, обеспечивают правильную работу двигателя и уберегут владельца авто от дорогостоящего ремонта. При условии, что он и такие масла будет менять вовремя, конечно.

Срок годности моторного масла - технический регламент и правила хранения
Предыдущая
Срок годности моторного масла - технический регламент и правила хранения
Основные критерии качества дизельного топлива
Следующая
Основные критерии качества дизельного топлива