О производстве бензина: сырье и технологические этапы

Дата публикации:

Основой для производства бензина выступает нефть, из которой достаточно сложно получить прозрачное топливо. Сырье, перед тем как из него сделают качественный готовый продукт, неоднократно очищают, делят на фракции и т. д. Азот, свинец, легкие углеводы и сера – то, из чего состоит бензин. Подробно о технологическом процессе и особенностях производства расскажем в статье. 

Про химический состав и качество

Каждое вещество имеет свою формулу, но не бензин. Ее невозможно составить по следующим причинам:

  • основой служит сырье разного качества, которое зависит от места добычи;
  • способ производства влияет на характеристики топлива;
  • присадки меняют химический состав.

Соответственно, в каждом отдельном случае получается уникальный продукт. Невозможно вывести единую химическую формулу, процентное соотношение компонентов в составе варьируется. Однако все это не влияет на течение реакции сгорания жидкости в двигателе. 

Качество готовой продукции зависит от того, из чего сделан бензин. Большое значение имеет место добычи сырья. Нельзя сравнивать нефть из Азербайджана или Персидского залива с той, которой довольствуются россияне. Последняя – однозначно хуже, в ней больше тяжелых металлов. Специализированным компаниям из России приходится использовать далеко не бюджетные способы улучшения качества, что учитывается при ценообразовании. Топливо с небольшим количеством тяжелых металлов, в свою очередь, не требует значительных вложений. Его производственный процесс проще и дешевле.

Кстати, сегодня принцип работы нефтеперерабатывающих заводов кардинально отличается от того, который был в начале XX столетия. Тогда топливо получали посредством перегонки, так называемой ректификации. Нефть нагревали, в результате чего выделялись разные фракции. Одной из них был бензин. Эту технологию производства нельзя назвать совершенной, экологичной и экономичной. Уходило немало средств, а в окружающую среду стабильно поступали вредные вещества (свинец, парафины и т. д.). Учитывая сказанное, начали искать другие методы производства. Так появились риформинг и крекинг.

Очистка основы

Перед описанием производственного процесса упомянем, что он происходит на нефтеперерабатывающем заводе. Сырье поставляют туда разными способами:

  • по железной дороге;
  • через нефтепровод;
  • с помощью автотранспорта.

Способ доставки сырья зависит от месторасположения завода и источника добычи нефти. 

Очистка – первый производственный этап, который позволяет удалить соли и прочее. Ненужные примеси убирают следующим образом: основу смешивают с пресной водой, воздействуя на полученную жидкость с помощью электрооборудования. Так уходит влага вместе с солью и прочими ненужными включениями. Иногда вместо очистки используют один из следующих альтернативных методов: гравитационный отстой, подогрев, обработка химикатами. 

Получение нефтепродуктов

Нефть служит основой не только для бензина. Из нее извлекают масло, керосин и прочие продукты. Процесс разделения называют ректификацией. Суть прямой перегонки – регулировка температуры кипения в целях выпаривания смесей с последующим конденсированием в емкостях. Ректификацию нельзя назвать простым, выгодным и оптимальным процессом. Есть основания, чтобы так говорить. Во-первых, из 1 л нефти получается 150 мл топлива, во-вторых, октановое число – не выше 60 ед., в-третьих, производителю приходится использовать внушительное количество присадок, что отражается на цене.

Альтернативами несовершенной ректификации выступают термический крекинг и каталитический риформинг. Эти технологии позволяют разделить сырье на фракции путем высокого температурного воздействия с использованием катализаторов. Их преимущества:

  • минимальное количество присадок;
  • хороший выход бензина: из 1 литра нефти до 800 мл;
  • октановое число – от 70 до 90 и выше (завидные показатели при каталитическом риформинге).

В результате описанных технологических процессов получается бензин, но он не подходит для продажи и использования.

Завершающие этапы

Бензин, как и другие продукты, должен соответствовать стандартам качества и экологическим нормам. После процесса выделения нефтепродуктов в топливо добавляют присадки, которые делают его пригодным для продажи, обеспечивают детонационную стойкость и увеличивают количество свойств. По завершению этого процесса продукцию маркируют (АИ 92/95/98), получают зимнее и летнее ДТ. Также удаляют серу методом водородной очистки, чтобы готовый продукт соответствовал Euro-5. Согласно этому стандарту, упомянутого вещества должно быть не более 10 мг на 1 кг топлива. 

Перед продажей бензин неоднократно проверяют, анализируя состав, свойства и прочее. В случае полного соответствия общепринятым нормам топливо отправляют на хранение и реализацию.

Рейтинг импортеров дизеля за февраль 2020 года
Предыдущая
Рейтинг импортеров дизеля за февраль 2020 года