Срок годности топлива

Дата публикации:

Есть ли срок годности у современного топлива? Такой вопрос все чаще возникает в связи с постоянным ростом цен на горючее. Ведь, сделав запасы, можно хорошо сэкономить. Однако попробуем разобраться в целесообразности и дальновидности такого поступка. Ведь у каждого продукта есть срок годности, топливо — не исключение.

Сколько хранить нефтепродукты

Каким бы отменным, качественным ни было бы горючее (бензин, соляра), чем чаще оно транспортируется или переживает процедуры погрузки-разгрузки, различные переливания, тем в более нестабильном виде попадает в двигатель. Характеризующие качество продукта показатели — октановое число и присадки — с момента изготовления до попадания к конечному потребителю могут менять свои первоначальные значения. Другими словами, чем длительней путь транспортировки топлива, тем активней ухудшаются его свойства.

Этот процесс также наблюдается при неправильном или чрезмерно длительном хранении продукта. Срок годности ДТ (топлива для дизеля) уменьшается, если:

  • не соблюдаются температурные условия в местах хранения;
  • не выдерживаются требования по уровню влажности в помещении;
  • металл, из которого произведены бочки (цистерны) для хранения, имеет дефекты, не обеспечивает герметичность;
  • были выбраны некачественные емкости.

Даже хорошее вино, залитое в тару из плохой древесины, может прокиснуть или потеряет свой вкус со временем. Поэтому, если есть необходимость хранения топлива, необходимо заранее подготовиться, чтобы максимально продлить его срок годности.

Стоит ли впрок накапливать топливо

Нормативные документы (ГОСТ), регламентирующие срок годности дизельного топлива, указывают на безопасный период в 5 лет (с даты изготовления продукта). Эта норма касается компаний, поставляющих продукт на экспорт (импорт).

Производство современного дизельного топлива зависит от множества факторов. В некоторые из видов ДТ добавляют присадки, которые в дальнейшем влияют на период годности окончательного продукта. Поэтому корректные сроки эксплуатации устанавливает непосредственно производитель топлива.

Риски хранения ДТ

Как говорилось выше, дизельное топливо может со временем менять показатели качества. В некоторых случаях наблюдается выпадение осадка в виде твердых фракций, а «горючая жидкость» мутнеет. Это свидетельствует о вступлении в химическую реакцию компонентов дизтоплива с проникнувшим извне кислородом. Риск состоит в том, что впоследствии при эксплуатации горючего частички засоряют топливные автомобильные фильтры. Это ведет к остановке машины, а при длительной эксплуатации — к поломке двигателя. Если крупные частицы ДТ проникают сквозь фильтр, при их сгорании образуется массивное количество сажи, которая покрывает форсунки и увеличивает количество выхлопных газов. Приостановить «разложение» и улучшить качество топлива способны профессиональные присадки. В них входят антиоксиданты (консерваторы), действие которых нацелено на предотвращение процесса окисления топлива, сохранение его первоначального состава, а значит, и на продление срока годности.

Помимо длительного хранения и несоблюдения требований ГОСТ, есть и другие риски, связанные с потерей качества бензина. Они возникают из-за испарения легко текучих соединений (например, бромистого этила). Этот процесс наблюдается при нарушении герметичности тары. Бромистый этил — это химическое соединение, которое способствует «выносу» окиси свинца, двигающегося из камеры сгорания двигателя. Если дестабилизирующие процессы не остановить, показатели бромистого этила в топливе продолжают стремиться к 0. Это приведет к сокращению объема «выталкиваемого» свинца и последующим поломкам. Использовать такое топливо — значит повышать дополнительный нагар в двигателе. Следовательно, запасаться бензином — затея сомнительная.

Желательно долго не хранить ДТ в баке из-за накопления смол, ведь октановое число при этом может снизиться на несколько единиц. Повышенная концентрация соединения способствует уплотнению и повышению вязкости бензина. Об этом свидетельствуют коричневые пятна на деталях, может наблюдаться ухудшение работы двигателя.

На процессы окисления топлива влияет непосредственный контакт с такими металлами, как латунь, цинк, медь. В случае соприкосновения с заборными трубками, баками или сетками из этих материалов, бензин быстрей окислится (в сравнении с инструментами, например, из нержавейки). Также к уменьшению срока годности приводит несоблюдение оптимальной температуры хранения, особенно в жаркое время. Ускорению окисления и увеличению скорости химических реакций способствует доступ воздуха из-за отсутствия герметичности тары.

Как сохранить качество бензина

Руководствуясь ГОСТом, использовать горючее можно до 5 лет. Значит, есть возможность обеспечить достаточный запас ДТ или бензина без ущерба для качества. Использовать горючее до срока годности можно если:

  1. Хранить топливо в герметичной, плотно укупоренной таре (в канистрах).
  2. Придерживаться оптимальных условий хранения (прохладная температура, отсутствие прямых солнечных лучей).
  3. Использовать «чистый» бензин без примесей, добавок. Присадки можно употреблять перед непосредственной заливкой горючего в бак машины.

Присадки, которыми дополняют брендированное топливо, быстро улетучиваются при длительном складировании. Именно поэтому, если есть необходимость заготавливать горючее, отдайте предпочтение «чистому» продукту.

бензин или дизель?
Предыдущая
бензин или дизель?
Требования к хранению топлива
Следующая
Требования к хранению топлива